Содержание
загрузка...
 
 

Рабочая программа факультатива «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Аватар пользователя Борисенко

Составлена на основе программ: Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 1вида под редакцией Т.С. Зыковой и М.А. Зыковой - М; Просвещение, 2005г., «Секреты речи» (для учащихся начальных классов)
разработчик и автор И.В. Коровина
Возраст воспитанников: 10-12 лет  
Срок реализации программы: 1 год

Составитель:
Борисенко Ирина Александровна
Учитель начальных классов
 


Раздел I. Пояснительная записка
 
Программа «Развитие речи» предназначена для проведения занятий в рамках Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 1вида под редакцией Т.С. Зыковой и М.А. Зыковой - М; Просвещение, 2005г., «Секреты речи» (для учащихся начальных классов) разработчик и автор И.В. Коровина, 2005 г.

В основу программы положены нормативные требования. Специфика изучения курса «Развитие речи» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине.

Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала.

При организации занятий по развитию речи необходимо применять:
проведение правильной систематической работы по развитию речи детей;
упражненияобучающие детей выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им замену в речи письменной;

§  задания, направленные на активизацию словарного запаса младших школьников, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи, звукопроизношения и общих речевых навыков;
§  упражнения, где ученики находят и исправляют различные лексические и синтаксические ошибки;
§  вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений;
§  развитие связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);
§  своевременное развитие активного восприятия художественного слова;
§  воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения;
§  вовлечение детей в театрально-игровую деятельность, обучая их способам художественно-образной выразительности, развивая фантазию и воображение.

Для успешного проведения занятий курса используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.

Особенности организации занятий факультативная, а также материально-технической базы могут вносить коррективы в работу по программе.     
Рабочая программа по развитию речи  предназначена для организации занятий в рамках (развития речи) курса по выбору учащихся. Рекомендованное количество занимающихся в группе 6 человек. Возраст  занимающихся 10-12 лет.

Курс занятий  рассчитан  на 1 год обучения с последовательным углублением теоретических знаний и развитием практических умений, навыков. Программа  годичного курса обучения составлена из расчета 34 часа (периодичность – 1 час  в неделю).
 
Цели программы:
1.      создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников;
2.      совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания,  письма и чтения;
3.      формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
 
Задачи программы:
1.      Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
2.      Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.
3.      Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
4.      Обогащать словарный запас учащихся.
5.      Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
 
Актуальность
Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов начальной школы.

С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи.

Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче  и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.

Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов  и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается,  выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Секреты речи» для учащихся начальных классов.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.

Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Именно целью обеспечения интенсивного речевого развития младших школьников является факультатив «Развитие речи». Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа «Секреты речи» составлена с учетом  имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.

Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть  те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.

Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.

Специфика изучения курса «Секреты речи» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала.

В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.

Данная программа реализует идею обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования. Направленность курса практическая, развивающая.

Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «развитие речи» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.

Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть  те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.

Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.

Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения.

         Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:

§  занимательность;
§  научность;
§  сознательность и активность;
§  наглядность;
§  доступность;
§  связь теории с практикой;
§  индивидуальный подход к учащимся;
§  принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
§  принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика;
§  взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом.
 
Основными принципами организации содержания курса стали следующие:

§  коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые    необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;
§  системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;
§  этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных средств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов;
§  концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

        Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и  деятельностный подходы.
        Коммуникативно - ориентированныйподход предполагает изучение средств языка в интересах речи, речевое развитие носителей языка, взаимосвязь языкового образования и речевого развития школьни­ков. Кроме развития речи каждого ученика предполагается во­оружение школьников коммуникативно-речевыми умениями — умениями общаться, участвовать в диалоге, понимать смысл об­ращенной к ним устной и письменной речи, передавать с помощью языковых средств свои мысли и чувства.
        Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает деятельностный подход. Система языковых и речевых упражнений подбирается с учетом структуры любого вида сознательной деятельности:
 - мотив;
 - цель (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, поздравить
  и т.д.);
- замысел (зачем говорю);
- ориентировка (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах);
- планирование (что и как скажу);
 - реализация (что и зачем услышу);
 - контроль (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное).

Организация работы программы факультатива «Развитие речи»

Комплектование учебной группы проводится ежегодно до 1 сентября. В течение учебного года ввиду выбытия по различным причинам из состава обучающихся данная группа может быть доукомплектована в результате поиска и отбора заинтересованных и мотивированных к данному виду деятельности  детей.
 
На конец учебного года основными показателями выполнения требований программы данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «Секреты речи» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.
 
Обучающиеся должны знать:
§  Для чего нужна речь.
§  Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки.
§  Что такое текст, заголовок, основная мысль текста.
§  Какие бывают тексты.
§  Как строится текст.
§  Что такое план.
 
Обучающиеся должны уметь:
§  Различать устную и письменную речь.
§  Соблюдать правила вежливого поведения и речевого общения на уроках, занятиях и вне них.
§  Уметь слушать, вступать в разговор, работать в паре и группе с товарищами.
§  Произносить звуки и слова с максимальной реализацией индивидуальных возможностей.
§  Замечать слова, значения которых неизвестны, спрашивать о них, находить их в толковом словаре.
§  Составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты, записки, письма с помощью учителя.
§  Составлять рассказы по серии картинок.
§  Отгадывать загадки.
ВложениеРазмер
rabochaya_programma_fakultativa.docx58.61 КБ

Читайте по этой теме:

Семья – малая группа, основанная на браке или кровном родстве, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Хорошая презентация на...
Составить полную картину психологического настроения в классе поможет эта анкета: Социальный паспорт _______ класса   Всего детей в классе...
Презентация посвящена уроку на тему правонарушений. Отвечает на вопросы: Места лишения свободы для детей Кто и за что сидит? Как это случилось? Полезно проводить...
КОМУ ВАЖЕН ЦВЕТ КОЖИ Дружба никогда границ не знает, Нет преград для дружбы никаких. Дружба на земле объединяет Всех детей – и черных, и цветных. Актуальность темы...
При постановке как ф, так и в следует дать ученикам возможность использовать имеющиеся у них остатки слуха, а также, приложив руку ученика к своей гортани в момент произнесения...
Учебный предмет Русский язык. (Сведения по грамматике. Развитие речи) Класс 4  «б»  Количество часов: в неделю 7 (из них сведения по грамматике – 3,...
Класс 4  «б»  Количество часов: в неделю 2;  всего за год 68   Рабочая программа и планирование  составлено на основе: Программы специальных (...

www.Socrab.ru

Вы можете добавить наш новостной виджет. И ВЫ ВСЕГДА, когда что-то ищете в Яндексе, будете видеть что обновилось на нашем сайте.
Что бы добавить виджет "Новые материалы на сайте Социальная работа в школе" нажмите на кнопку:

добавить на Яндекс

Вы можете поддержать проект:

загрузка...
Сейчас на сайте 0 пользователей и 1 гость.

Новые

  • sungstrock
  • claireguid
  • mariettagi
  • michelinew
  • wallybrile
 

Добавь нас