Содержание
 
 

Социально-педагогическое обеспечение образовательного процесса, профилактика правонарушений и безнадзорности.

Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”

В.А.Сухомлинский

Основные направления социального педагога в школе определены проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей. Цель работы на данный период - социализация личности ребенка в современных условиях. В связи с чем, решались задачи формирования социально-значимой личности, формирование знаний у подростка о социально-полезной деятельности.

Одним из основных направлений была профилактическая работа:

 

 

п\п

Содержание

1

Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении и систематически пропускающих занятия в школе без уважительных причин и принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования

2

Выявление семей, находящихся в социально – опасном положении оказание им помощи в обучении и воспитании детей

3

Организация работы в школе общедоступных спортивных секций, кружков, клубов по интересам и привлечение к участию в них детей и подростков, особенно из многодетных, малообеспеченных, неполных, неблагополучных семей, детей, оставшихся без попечения родителей

4

Оказание социально – педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонение в развитии или поведении, проблемы в обучении

5

Осуществление мероприятий по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних

Социально-педагогическая работа в МОУГ. Ливны ОО школе №9 ведется на уровне администрации школы, классных руководителей, социального педагога, педагога-организатора по воспитательной работе. Успешность мероприятий и организованность работы обеспечивается благодаря межуровневому взаимодействию и информационному обмену. Оперативной и эффективной работе с учащимися также способствует небольшая наполняемость школы, что позволяет комплексно и всесторонне работать с детьми. Большинство детей, основную часть своего времени проводят в школе, посещая кружки и секции. Организация такого режима в некоторой степени помогает решать проблему безнадзорности, позволяет вести достаточно сильный контроль над учебной деятельностью детей.

 

Эффективно реализована работа по учету учащихся всех социальных категорий. Благодаря совместной работе классных руководителей и соц. педагога оперативно выявлялись дети и семьи «групп риска», своевременно проводилась корректировка данных социального паспорта и непосредственно личных данных учащихся, состоящих на внутришкольном учете. Эти мероприятия позволяли правильно планировать, контролировать и координировать социально-педагогическое содействие и адресную помощь социально неблагополучным семьям и детям, оказавшимся в «трудной жизненной ситуации», а также своевременно выходить на уровень взаимодействия с КДН, ПДН, отделом опеки и попечительства и вести профилактическую работу с «трудными детьми».Для выявления и оказания своевременной помощи детям из социально-незащищенных семей на начало года были выявлены критерии социального паспорта классов.


количество детей направляемых, ежегодно в социально-реабилитационный центр. Основные причины: безнадзорность, трудная жизненная ситуация, угроза жизни и здоровья детей, социально-опасное положение. С целью проверки режима дня и занятости детей в вечернее время социальным педагогом совместно с кл. руководителями были проведены рейды в неблагополучные семьи и в семьи детей, состоящих на разного рода учётах.

В начале учебного года были выявлены учащиеся, требующие повышенного педагогического внимания и неблагополучные семьи. Приведу примеры работы с такими семьями. Мать - Фатеева Н.И злоупотребляла спиртными напитками, не ночевала, дома оставляя без присмотра несовершеннолетних детей в вечернее время на свекровь (75 лет). Семья посещалась неоднократно. С мамой неоднократно проводись беседы по вопросу воспитания и образования своих несовершеннолетних детей (последняя беседа состоялась при администрации школы 19 ноября 2009г). Матери Фатеевой Н.И. была предложена помощь в прохождении лечения в наркологическом стационаре, на что она дала свое согласие. В настоящее время в семье порядок, контроль за данной семьей продолжается. С семьей Филиппских проведена такая же работа. Так, мать склонна к злоупотреблению спиртными напитками, дети были помещены в СРЦ г. Ливны, пока мать не прошла лечение в наркодиспансере. Многие родители не могут съездить и сделать документы, многие не хотят. В течение 2009-2010гг совместно с кл. руководителем Бобровой Е.В. помощь оказали семье Винниковой Л.Е., у которой не было оформлено пособия на ребенка (последнего 7 ребенка), получения бесплатного питания на молочную кухню, пенсии по потере кормильца, материнского капитала, подключении газа. Действенную помощь МОУ г. Ливны ОО школе №9 оказали в работе с семьей Винниковй Л.Е., КДН администрации г. Ливны (СередаВ.Г.), отдел опеки и попечительства администрации г. Ливны, межпрокуратура г. Ливны и Ливенского района, пенсионный фонд.

  Есть случаи, когда школа была вынуждена выступать с ходатайством о лишении родителей родительских прав и способствовать выводу ребенка из семьи.

В 2009-2010 году подготовлено документов на лишение родительских прав – 2 семьи, это семья Лошкаревых (2кл). Мать - Лошкарева Анжела Александровна, 1974 г.р., постоянного места работы не имеет, злоупотребляет спиртными напитками, родной отец- Лошкарев Сергей Николаевич с семьей не проживает. Мать не осуществляет контроля за обучением и воспитанием ребенка. Суд по вопросу Лошкаревой иск удовлетворил ограничением в родительских правах сроком на 6 месяцев. Если в течение данного периода изменений в семье не произойдет, мать будет лишена родительских прав в отношении своего несовершеннолетнего сына Ильи. В настоящее время ребенок проживает в СРЦ г. Ливны.

Семья Вавулиных (3кл), Родители Вавулина Елена Николаевна, Вавулин Игорь Николавеич воспитанием детей не занимаются, постоянного места жительства не имеют. Часто меняют место жительства так как приходиться менять съемное жилье. Матери предлагалась помощь пролечиться от алкоголизма в наркодиспансере, но школа получила отказ со стороны матери, где ею было сказано, что пить перестанет самостоятельно. (Взята объяснительная с матери). В течение года 2 раза подавались документы в КДН Ливенского района и 1 раз в КДН администрации г. Ливны. Дети посещают дневное пребывание СРЦ по распоряжению Опеки и попечительства администрации г. Ливны. Работа с данной семьей продолжается. (Последнее посещении 7 июня 2010г 21.00).

В течение года школа работала с семьей уч-ся 7 «б» класса Тан Екатерины по вопросу определения ребенка одному из родителей. По данному вопросу школа участвовала в судебном заседании, где решался вопрос, у кого из родителей ребенку лучше будет проживать. Суд удовлетворил иск проживания девочки в семье отца.

В течение 2009-2010года на КДН в отношении семей рассмотрено – 6 ходатайств

семей: Фатеевых, Лошкаревых, Вавулиных, Тан, Рябовол, Винниковых направленных школой по вопросам, возникающим воспитания и образования в отношении своих несовершеннолетних детей. В 2009г, в КДН администрации г. Ливны по вопросам, возникающим воспитания и образования в отношении семей школа не обращалась.

Школа работает в тесном сотрудничестве с МОУ социально-реабилитационным центром г. Ливны, так как в нашей школе обучаются дети из других школ микрорайона. Это дети, которые определены на временное пребывание в центр и на определенный срок обучения в нашей школе.

За период 2006 -2007гг – 24 человека; 2007-2008гг – 12 человек; в настоящее время 2008 /сентябрь/ - 8 человек, и 2009г- 10 человек, начало 2010г- 8 человек.

В течение года уч-ся нашей школы посещали группу дневного пребывания, получали дополнительное питание, в количестве - 24 человек. 25 мая 2010г - 5 уч-ся нашей школы от СРЦ г. Ливны съездили на 2- дневную экскурсию в г. Москва.

На основании приказа УОО администрации г. Ливны от 25.03.2009 №64, приказа школы №15 от 27.03.2009г, а также рекомендаций, изложенных в постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Ливны №1, от 18.02.2009г., в МОУ г. Ливны ОО школе №9 по организации профилактики безнадзорности и правонарушений проводится следующая работа.

Злостных прогульщиков на начало года не выявлено. В целях предотвращения пропусков уроков учащимися без уважительных причин в школе ведется специальный журнал учета посещаемости учащимися учебных занятий, в котором строго фиксируются все пропуски. Поддерживается тесная связь с родителями. Классным руководителем, социальным педагогом выясняется причина отсутствия ребенка в школе. Если подросток состоит на внутришкольном учете или имеет пропуски учебных занятий, то причина отсутствия выясняется немедленно в тот же день посредством телефонного звонка, связи с родителями, посещения на дому. Пропускающих уроки без уважительной причины – нет.

Для предотвращения и преодоления в нашей школе многих негативных явлений, которые имеют место быть в любой школе, таких как прогулы, нарушение дисциплины, неготовность к учебным занятиям и др., в МОУ ОО школе №9 разработана система профилактических мер:

1.Ежедневный контроль посещаемости занятий учащимися в целях своевременного отслеживания учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин. В школе ведется журнал учета посещаемости занятий учащимися.

2.Установление контакта с семьей ребенка, привлечение воспитательных сил семьи в целях предотвращения пропусков занятий без уважительной причины.

3.Систематическое посещение учащихся «группы риска». Регулярно посещаются семьи. Так, за 2009-2010гг совместно с кл. руководителем, социальным педагогом, родительским комитетом школы посещено и обследовано -35семей.

4.Профилактические рейды по проверке готовности учащихся к учебным занятиям:

  • проверка дневников;

  • проверка наличия тетрадей, учебников;

  • проверка выполнения домашнего задания;

  • месячник по профилактике правонарушений.

Следует так же обратить внимание на ведение дневников учащихся. Классные руководители не всегда своевременно проверяли дневники у учащихся, особенно «трудных», у которых дневники часто отсутствуют. Необходимо усилить контроль, за ведением дневников учащимися, со стороны администрации, социального педагога, классного руководителя.

В ОУ проводится работа по выявлению родителей и законных представителей детей и подростков, не выполняющих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию, защите прав и законных интересов и принятие к ним установленных законодательством мер Глава12, ст.63 «О выполнении обязанностей по воспитанию и образованию детей»;

В рамках операции «Милиция и дети» с 10-19 марта 2010г ст. инспектором ПДН ОВД по г. Ливны и Ливенскому району Мараховой О.Н. проведены профилактические беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних по вопросам:

  1. Соблюдение ограниченного времяпрепровождения ребенка в вечернее время до 22.00 (Ответственность за нарушение закона Орловской области об административных правонарушениях).

  2. О недопустимости пропуска уроков без уважительной причины

Анализируя работу школы с детьми «группы риска», необходимо указать и проблемы, которые возникают во время этой деятельности:

  • Необходимость более четкой индивидуальной работы с неблагополучными семьями детей «группы риска».

Поиск новых подходов к таким родителям ввиду того, что они редко присутствуют на общих родительских собраниях и индивидуальных беседах. В связи с этим в новом учебном году школе предстоит решать следующие задачи:

  • Создавать условия для функционирования системы профилактики правонарушений детей и подростков;

  • Продолжит сотрудничество с инспектором ПДН Мараховой О.Н. с целью проведения правового всеобуча для учащихся школы и родителей;

  • Оказывать социальную и социально -педагогическую поддержку детям в зависимости от сложностей, которые они будут испытывать;

  • Проводить профориентацию подростков с целью социальной адаптации в современном обществе.

Социально-педагогическая защита прав ребенка выражается в таких формах работы как: выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-сироты, дети, находящиеся под опекой, дети из многодетных, малообеспеченных семей и других категорий).

Основной сферой деятельности этого направления являлся процесс адаптации детей в социуме.

Не остаются без внимания дети, потерявшие родителей, опекаемые дети и дети из приемных семей. В нашей школе на начало 1 января 2010г таких семей -11.

 

Семьи, где живут дети, находящиеся под опекой, в течение года получали помощь и поддержку со стороны государственных органов, материальную и моральную со стороны образовательного учреждения. Традиционными стали посещения опекунских семей и заполнение актов жилищных условий в октябре, апреле.

В актах обследования, в картах персональных учета семьи содержится оценка условий воспитания, выводы и предложения по устранению выявленных недостатков, отражается, какая работа была проведена в семье, и какая помощь в воспитании ребенка была оказана. На детей данной категории создан электронный банк данных, сформированы личные дела, на каждого подопечного, в которых хранятся следующие документы:

  • свидетельство о рождении ребенка;

  • документы, подтверждающие отсутствие родителей (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав, справка формы №25 и т.д.);

  • постановление об учреждении опеки, попечительства;

  • акты обследования жилищно-бытовых условий.

В ходе посещения семей было установлено, что в семьях детей, оставшихся без попечения родителей, условия проживания удовлетворительные. Из фонда школьной библиотеки обеспечены все 9 уч-ся данной категории учебниками, не обеспечены учебниками 2 уч-ся из опекунских семей, так как Борисова Юля, уч-ся 4«а» класса с 1 сентября продолжит обучение в МОУСОШ №4, а Петрашова Марина, уч-ся выпускница 9 класса продолжит обучение в МОУСОШ №6. На конец 2010 учебного года опекунских и приемных семей – 9 человек. Все дети данной категории охвачены летним отдыхом. (Списки имеются). 2 подростка из опекунской и приемной семей трудоустроены в трудовой лагерь на базе СРЦ г. Ливны (Мягких Е, Бокачев П).

24 мая 2010г прошло школьное собрание опекунов, где решались проблемы «О летнем отдыхе, обеспечении учебниками, подведены итоги совместной работы опекунов и школы детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей» проводила социальный педагог Бабарыкина М.Н. специалист отдела опеки и попечительства администрации города Кочегарова И.Н., которая была приглашена на собрание не пришла, хотя заранее была предупреждена о запланированном собрании опекунов.

Традицией стало принимать участие для данной категории детей в ДМ «ЛИДЕР» при администрации г. Ливны 29 декабря 2010г организовано театрализованное представление «Новогодняя сказка», которое посетили дети нашей школы и получили новогодние подарки – 8 чел. Дети опекунских семей Ливенского района также приняли участие в новогоднем представлении, проводимое в ДК и получили новогодние подарки- 3 чел. 14 мая 2010г дети посетили бесплатно Московский цирк «Шапито»- 6 человек.

Ежегодно в ОУ проводится декада, правовых знаний в рамках которой, прошли беседы, лекции большое значение уделяется профилактике вредных привычек. С этой целью в школе с 20.11.2009 по 1.12.2009 проводилась городская декада «Нет наркотикам и СПИДУ», где прошли тематические классные часы с 1-9 кл, посвященные профилактике вредным привычкам: «Я хочу быть здоровым», «Привычки полезные и вредные», «Оградим себя от беды», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Что дети знают о своих правах и обязанностях», «Нравственные законы нашей семьи» и т.п.

В течение 2010гг года проведена диагностика:

- по проблеме употребления алкоголя и наркотиков, курения;

- экспресс-методика по выявлению уровня тревожности у пятиклассников

- анкетирования учащихся «группы риска»

- уровень воспитанности;

- тест «Какие мы родители»;

- «оценка жизненных целей, ребенка, его направленности» (уточнение ценностных ориентаций и проблем ребенка). Подготовлены информационные справки по следующим темам:

  • недопустимость пропусков уроков уч-ся из семей, состоящих на учете( контроль, анализ, перспективы);

  • проблемы дисциплины в классе, требующие особой педагогической заботы;

  • о состоянии работы по профилактике правонарушений, посещаемость занятий;

  • отчет о работе с семьями находящимися в социально-опасном положении;

  • информация о ходе реализации программы «Ливенские дети » на 2007-2010гг;

  • анализ посещаемости занятий с учащимися стоящими на внутришкольном контроле, состояние работы с учащимися, требующими индивидуального подхода в обучении и воспитании.

Организуются встречи со специалистами: врачом – наркологом, инспектором ПДН, беседы и, диагностика по выявлению отношения детей к проблемам наркомании, СПИДу, вредным привычкам. Положительную направленность имеют внеклассные мероприятия «Дискуссия- размышление», «Согласны ли вы, что в жизни нужно попробовать все», «Суд над наркотиком», «Наркомания – знак беды»;конкурсы и выставки рисунков, плакатов, школьных газет «Наркотики», «Твое здоровье», «Спорт – против наркотиков»; «Вредно ли пиво?», «Суд над табакокурением», «Жаргонизмы и нецензурная брань»,

Работает родительский лекторий «Профилактика вредных привычек», тематические родительские собрания, круглые столы, встречи со специалистами;

Ведется работа по пропаганде правовых знаний и по разъяснению норм поведения на улице, в общественных местах;

Сами учителя принимают участие в работе ДНД с целью выявления времяпрепровождения учащихся в вечернее время.

Кроме того, на протяжении многих лет работает клуб отцов «Очаг», руководит которым педагог- организатор Боброва Е.В.. Цель клубной работы - сплотить родителей и детей, определить проблемы в воспитании и научить понимать взрослых и детей.

Работа клуба поднимает родительский авторитет, развивает у родителей и детей положительное отношение к школе и учению, своевременно корректирует процесс семейного воспитания и обучения, укрепляет семейные традиции, воспитывает у детей уважение и любовь к труду, семье, родителям, приучает их к порядку, дисциплинирует. У детей и их родителей развиваются творческие и артистические способности.

С 2003 года поддерживается связь с центром занятости населения и СРЦ по трудоустройству учащихся МОУ г. Ливны ОО школы №9, во время летних каникул. В 2009 желающих поработать в летнее время – 16 человек. В 2010году желающих поработать в летнее время - 13 человек. Ежегодно для учащихся 1-8 классов организуются летние школьные лагеря, летняя трудовая практика.

В течение всего учебного года в школе проводится работа по вовлечению учащихся, подростков с девиантным поведением, учащихся «группы риска» в учреждения дополнительного образования. С этой целью в школу приглашаются специалисты учреждений дополнительного образования: ДЮСШ «Олимпиец», МЦ «Лидер», Дом детского творчества и др.

В школе развивается система дополнительного образования, на базе нашей школы функционируют секции и кружки: хоровой (Бочаров А.С.), секция «Легкая атлетика» (Маслов Н.П), Часы здоровья (Лебедева Н.В.), «Лоскутная пластика» (Казьмина Т.А.), «АБВГДейка» (Васильева Т.А.). Создан танцевальный коллектив «Подснежник» (Шпакова Т.В.).

Всего в школе обучается 270 человек, из них 91 человек посещают учреждения, дополнительного образования это составляет 34%. Из них художественную школу посещают – 19 человек, что составляет 7%,спортивную школу – 31, что составляет-12%, музыкальную школу- 10, что составляет 4%, СЮТ и СЮТУР- 18 , что составляет 7%, ДМ «Лидер», Дом культуры – 13, что составляет 5% Из учащихся, состоящих на внутришкольном учете, (8 из 25 человек) посещают учреждения дополнительного образования.


Обучающиеся школы проявляют социальную и творческую активность, участвуя в различных акциях социального характера:

  • акция «Милосердие» (акция «Сказка в школу»);

  • акция «Чужого горя не бывает» (сбор денежных средств );

Так, в течение года администрацией школы, учителями, учащимися в школе проводится акция «Семья - семье». Основная задача, которой помочь детям – сиротам, малоимущим детям, где организуется сбор одежды, обуви. Оказываем помощь детям своей школы по случаю умершего одного из родителей или болезни ребенка. Принимаем участие в городской благотворительной акции организованной УСЗН. (Данные о проведении акций фиксируются в папке «Милосердие»).

Цель деятельности социального педагога – социальная адаптация личности ребенка в обществе.
Задачи работы социального педагога на 2010-2011 учебный год:

  1. Формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни, профилактика утомляемости школьников в процессе учебного труда.

  2. Координация деятельности всех специалистов школы по повышению успеваемости и социальной адаптации детей и подростков.

  3. Социальная защита детей, находящихся под опекой.

  4. Формирование у учащихся мотивации и познавательных интересов к продолжению образования.

  5. Профилактика правонарушений среди подростков.

  6. Организация целевого досуга учащихся.

Для реализации поставленных задач на 2010-2011 учебный год предполагается выполнение следующих функций в работе социального педагога:
Профилактическая функция

  • Изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определения уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи;

  • Правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, педагогов, учащихся;

  • Учебные и практические занятия, ролевые игры, тренинги.

Защитно-охранная функция

  • Создание банка данных семей о проблемах и конфликтных ситуациях;

  • Подготовка документации для педагогических консилиумов, для представления интересов детей в государственных и правоохранительных учреждениях;

  • Оформление и трудоустройство детей и подростков в ПТУ и вечернюю школу, помощь в прохождении медицинской комиссии, врачебного обследования.

  • Индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта

Организационная функция

  • Организация групповых тематических консультаций с приглашением юристов, психологов, врачей, инспекторов КДН.

  • Обеспечение индивидуальных консультаций с родителями, педагогами и учащимися.

  • Контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями.

  • Организация школьных мероприятий ( помощь многодетным семьям в оформлении пособий, обеспечение обувью, одеждой детей находящихся в трудной жизненной ситуации)

  • Организация досуга и отдыха через связь СРЦ г. Ливны.

Таким образом, организованная работа создает благоприятный климат заботы о ребенке, способствует установлению партнерских, доверительных отношений всех участников воспитания.

С полной версией текста можно ознакомиться по ссылке:

ВложениеРазмер
analiz_2010.zip46.03 КБ

Читайте по этой теме:

         Период глубоких социальных и экономических преобразований, переживаемых Россией в последние десятилетия, изменения современного российского...
1. Система мер, принятых администрацией государственного и муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее –...
Пояснительная записка к отчету о работе 2011-2012         Свою работу социальный педагог осуществляет в рамках действующего законодательства РФ и...
План работы на 2011-2012 учебный год с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из их числа в возрасте от 18 до 23 лет Примечание: для...
Пояснительная записка      Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии.      ...
        Выбор профессии – одна из важнейших задач, которую надо решить выпускнику. Как не ошибиться и сделать правильный выбор. Как из множества...
         Вас пригласили на собеседование. Собеседование (встреча с работодателем) – это прекрасная возможность получить работу. Но для того, чтобы...

www.Socrab.ru

Вы можете добавить наш новостной виджет. И ВЫ ВСЕГДА, когда что-то ищете в Яндексе, будете видеть что обновилось на нашем сайте.
Что бы добавить виджет "Новые материалы на сайте Социальная работа в школе" нажмите на кнопку:

добавить на Яндекс

загрузка...
Сейчас на сайте 0 пользователей и 5 гостей.

Новые

  • irvinstacy
  • kimberleys
  • antonybold
  • tashacarli
  • nelleyfg58
 

Добавь нас