Рабочая программа на 2015-2016 учебный год. Учебный предмет Природоведение
Рабочая программа и планирование составлено на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида.
Используемый учебник:
· З.А. Клепинина, М.Ф. Титова «Природоведение» 4 класс специальная (коррекционная) школа I-II вида
Формы и сроки контроля:
Вид контроля | I триместр | II триместр |
III триместр |
Год |
Тестирование | 1 | 1 | 2 | 4 |
Контрольный опрос | 3 | 1 | 1 | 5 |
Составитель:
Борисенко Ирина Александровна
Учитель начальных классов
Борисенко Ирина Александровна
Учитель начальных классов
I. Пояснительная записка
Программа разработана на Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 1вида под редакцией Т.С.Зыковой и М.А. Зыковой - М; Просвещение, 2005г.
Программа ориентирована на учебник:
1. З.А. Клепинина, М.Ф. Титова «Природоведение» 4 класс специальная (коррекционная) школа I-II вида
Целями изучения предмета «Природоведение» на ступени начального общего образования являются: формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём ребёнка.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Природоведение» основных задач образовательной области «Природоведения»:
· Предусматривает знакомство детей с их ближайшим окружением,
формирование безопасного поведения в окружающей среде, закладывает
основу взаимодействий с людьми.
· Предполагает воспитание бережного отношения к природе, формируется
любовь к природе, родному краю, родине.
· Коммуникативный процесс, в котором принимают участие школьники
на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, включающий в
себя:
· организацию коммуникативной деятельности;
· элементарные знания о культуре общения;
· культуру общения и элементарное владение её.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
· Знакомство с режимом дня
· Изучение поверхностями нашего края
· Изучение растений и животных нашего края
· Изучание разнообразия природы нашей Родины по природным зонам.
· Изучение Земли как планеты Солнечной системы.
· Человек и природа. Охрана природы.
Содержание тем учебной дисциплины «Природоведение» представлено в программе следующими тематическими линиями:
1. Режим дня школьника. (Труд и отдых в режиме дня).
2. Наблюдения за изменениями в природе. (Наблюдение за погодой. Солнце и природа.)
3. Планета Земля
- Форма и величина Земли.
- Поверхность Земли. Ориентировка на местности. Что такое горизонт и линия горизонта. Стороны горизонта. Как определить стороны горизонта по Солнцу. Компас. Определение направлений на местности по компасу. Ориентирование по местным признакам.
- План местности. Что такое план. Чтение плана. Составление плана местности
- Карта.
4. Поверхность нашего края. Равнины. С оврагами нужно бороться. Горы. Поверхность Земли и человек. Из чего состоит суша. Полезные ископаемые, их свойства полезных ископаемых и использование. Водоемы, их виды, свойства воды, очистка воды, круговорот воды в природе, охрана воды и водоемов. Почва.
5. Растения и животные нашего края. Растения и животные леса, луга, водоемов, сада, поля.
6. Разнообразие природы нашей Родины. Распределение тепла и света на Земле. Природные зоны. Растения и животные природных зон. Зона арктических пустынь. Зона тундры. Зона лесов. Зона степей. Черноморское побережье.
7. Земля – планета Солнечной системы. Звездное небо. Небесные тела. Звезды. Планеты. Луна. Полет в космос.
Планируемые предметные результаты :
Уч-ся должны знать:
· свои трудовые обязанности в семье, в классе, правила соблюдения чистоты и порядка в помещении;
· бытовые приборы, правила безопасности;
· режим дня в школе и дома;
· времена года; особенности природы в разное время года.
Уч-ся должны:
· соблюдать режим дня;
· вести здоровый образ жизни;
· уметь ухаживать за домашними растениями и животными;
· соблюдать правила общения с животными;
· соблюдать правила поведения в общественных местах;
· уметь вести наблюдения.
Место предмета «Природоведение» в учебном плане
На изучение Природоведение в 4классе — 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Домашнее задание в календарно-тематическом планировании является ориентировочным и может быть изменено
Раздел II. Учебно-методический план.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Формы контроля, из них | |
Тестирование (кол-во) | Контрольный опрос (кол-во | |||
1 | Режим дня школьника | 3 | - | 1 |
2 | Наблюдения за изменениями в природе | 3 | 1 | - |
3 | Планета Земля | 11 | - | 1 |
4 | Поверхность нашего края. | 17 | 1 | 2 |
5 | Растения и животные нашего края. | 11 | 1 | - |
6 | Разнообразие природы нашей Родины. | 18 | 1 | - |
7 | Земля – планета Солнечной системы. | 5 | - | 1 |
Раздел III. Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Название темы (раздела) | Учебная неделя | Характеристика видов деятельности обучающихся | Домашнее задание | Дата проведения (по плану) | Дата проведения (по факту) |
1 часть 1 триместра | ||||||
Режим дня школьника | ||||||
1 | Введение (с.7-9) | 1 | - отвечают на вопросы | С. 7-9 | 03.09 | |
2 | Режим дня школьника (с.10-11) | 1 | -знают режим дня школьника | С. 10-11 | 04.09 | |
3 |
Труд и отдых в режиме дня (с.11-12) Опрос |
2 | - определяют время труда и отдыха, ориентируются в режиме дня школьника | С. 11-12 | 10.09 | |
Наблюдения за изменениями в природе | ||||||
4 | Наблюдения за погодой (с.14-16) | 2 | - ведут наблюдения в природе по заданиям | С. 13-15 | 11.09 | |
5 |
Осень. Основные осенние явления в природе. Продолжительность осени, время её прихода, особенности, изменения в жизни растений и животных. Экскурсия. |
3 |
- называют некоторые особенности природы своей местности (поверхность, погода и её изменения по временам года); - называют мероприятия по охране природы своей местности; - называют особенности природы нашей Родины и своей местности; - называют столицу нашей Родины; - показывают на карте столицу России — Москву, область; |
С. 15-16 | 17.09 | |
6 |
Солнце и природа (с.17-18) Тестирование |
3 |
- ориентируются по солнцу и компасу; - называют правила поведения на природе; - участвуют в диалоге по теме, рассказывать о предмете или явлении, устно описывают увиденное; |
С. 17-18 | 18.09 | |
Планета Земля | ||||||
7 | Форма и величина Земли (с.19-20) | 4 | - участвуют в диалоге по теме, рассказывать о пред-мете или явлении, устно описывают увиденное; | С. 19-20 | 24.09 | |
8 | Поверхность Земли (с.20-21) Ориентирование на местности | 4 | - называют некоторые особенности природы своей местности (поверхность, погода и её изменения по временам года); | С. 20-21 | 25.09 | |
9 | Что такое горизонт и линия горизонта (с.24-26) | 5 | - определение горизонта, линии горизонта, сторон горизонта; | С. 24-26 | 01.10 | |
10 | Стороны горизонта (с.27-29) | 5 | - определение горизонта, линии горизонта, сторон горизонта; | С. 27-29 | 02.10 | |
2 часть 1 триместра | ||||||
11 | Компас (с.30-31) | 6 |
- строение и назначение компаса; |
С. 30-31 | 15.10 | |
12 | Определение направлений на местности по компасу (с.33-34) | 6 |
- ориентируются по солнцу и компасу; - участвуют в диалоге по теме, рассказывают о предмете или явлении, устно описывать увиденное; |
С. 33-34 | 16.10 | |
13 | Ориентирование по местным признакам (с.35-36) | 7 |
- ориентируются по солнцу и компасу; - участвуют в диалоге по теме, рассказывают о предмете или явлении, устно описывать увиденное; |
С. 35-36 | 22.10 | |
14 | План местности. Что такое план? Чтение плана (с.36-40) | 7 | - участвуют в диалоге по теме, рассказывают о предмете или явлении, устно описывать увиденное; | С. 36-39 | 23.10 | |
15 | Составление плана местности (с.41) Практическая работа. | 8 | - участвуют в диалоге по теме, рассказывают о предмете или явлении, устно описывать увиденное; | С. 41 | 29.10 | |
16 | Карта (с.42-43) | 8 | - участвуют в диалоге по теме, рассказывают о предмете или явлении, устно описывать увиденное; | С. 42-43 | 30.10 | |
17 | Карта Подмосковья. Опрос | 9 | - показывают на карте столицу России — Москву, область; | С. 43 | 05.11 | |
Поверхность вашего края | ||||||
18 | Равнина (с.46-49) | 9 | - называют некоторые особенности природы местности (поверхность, погода и её изменения по временам года, почвы, водоёмы); | С. 46-49 | 06.11 | |
19 | Горы (с.50-51) | 10 | - называют некоторые особенности природы местности (поверхность, погода и её изменения по временам года, почвы, водоёмы); | С. 50-51 | 12.11 | |
20 |
Поверхность Земли и человек (с.52-53) Контрольный опрос |
10 | - называют некоторые особенности природы местности (поверхность, погода и её изменения по временам года, почвы, водоёмы); | С. 52-53 | 13.11 | |
1 часть 2 триместра | ||||||
21 |
Из чего состоит суша (с.53-55). |
11 | - называют некоторые особенности природы местности (поверхность, погода и её изменения по временам года, почвы, водоёмы); | С. 53-55 | 26.11 | |
22 | Экскурсия. Поверхность Земли нашего края. | 11 |
- называют некоторые особенности природы местности (поверхность, погода и её изменения по временам года, почвы, водоёмы); - называют особенности труда людей в своей местности; - называют мероприятия по охране природы своей местности; |
С. 55 | 27.11 | |
23 | Полезные ископаемые (с.56-58) | 12 | - называют некоторые полезные ископаемые; | С. 56-58 | 03.12 | |
24 | Свойства полезных ископаемых и их использование (с.58-59) | 12 | - называют физические свойства полезных ископаемых (цвет, прозрачность, твердость); | С. 58-59 | 04.12 | |
25 | Песок и глина. Каменный уголь и нефть (с.60-61) | 13 |
- физические свойства местных почв (наличие в почве воды, воздуха, глины, песка, перегноя); - называют физические свойства полезных ископаемых (цвет, прозрачность, текучесть, твердость); |
С. 60-61 | 10.12 | |
26 |
Железная и алюминиевая руды (с.61-63) Контрольный опрос |
13 | - физические свойства местных почв (наличие в почве воды, воздуха, глины, песка, перегноя); | С. 61-63 | 11.12 | |
27 | Экскурсия в краеведческий музей. Полезные ископаемые Подмосковья (с.65) | 14 |
- особенности природы нашей Родины и своей местности; - называют особенности труда людей в своей местности; - называют мероприятия по охране природы своей местности; |
С. 64-66 | 17.12 | |
28 | Водоемы (с.67-68) | 14 |
- называют физические свойства воды (цвет, прозрачность, текучесть, вкус, три состояния воды, вода — растворитель); - называют основные типы водоёмов, мерах охраны. |
С. 67-68 | 18.12 | |
29 | Родник, ручей, река (с.68-70) | 15 |
- называют физические свойства воды (цвет, прозрачность, текучесть, вкус, три состояния воды, вода — растворитель); - называют основные типы водоёмов, мерах охраны. |
С. 68-70 | 24.12 | |
30 | Озеро. Море (с.71-72) | 15 |
- называют физические свойства воды (цвет, прозрачность, текучесть, вкус, три состояния воды, вода — растворитель); - называют основные типы водоёмов, мерах охраны. |
С. 71-72 | 25.12 | |
2 часть 2 триместра | ||||||
31 | Вода и ее свойства (с.73-75) Практическая работа. | 16 |
- называют физические свойства воды (цвет, прозрачность, текучесть, вкус, три состояния воды, вода — растворитель); - определяют с помощью опытов физические свойства воды, почвы; |
С. 73-77 | 07.01 | |
32 | Круговорот воды в природе (с.79-81) | 16 |
- называют основные типы водоёмов Подмосковья - говорят о необходимости охраны рек и озер Подмосковья, мерах охраны. |
С. 79-81 | 08.01 | |
33 |
Охрана воды и водоемов (с.82-83) Тестирование |
17 |
- особенности труда людей в своей местности; - говорят о необходимости охраны рек и озер Подмосковья, мерах охраны. |
С. 82-83 | 14.01 | |
34 |
Почва (с.84-85) |
17 |
- называют некоторые особенности почвы (наличие в почве воды, воздуха, глины, песка, перегноя); |
С. 84-85 | 15.01 | |
Растения и животные нашего края | ||||||
35 | Растения леса. Животные леса (с.88-91) | 18 |
- называют растения и животных леса; - различают растения и животные леса; - участвуют в диалоге по теме, рассказывают о предмете или явлении, устно описывать увиденное; |
С. 87-91 | 21.01 | |
36 | Лес и человек (с.92-93) | 18 |
- называют и различают растения и животные леса своей местности; - называют и различают животных своей местности; - называют особенности природы нашей Родины и своей местности; - называют особенности труда людей в своей местности; - называют правила охраны природы и правила поведения на природе |
С. 92-93 | 22.01 | |
37 | Экскурсия в краеведческий музей. Растения и животные лесов Подмосковья. | 19 |
- называют и различают растения и животных лесов Подмосковья; - называют особенности природы нашей Родины и своей местности; - называют особенности труда людей в своей местности; |
С. 77-78 | 28.01 | |
38 | Растения и животные луга (с.95-99) | 19 |
- называют и различают растения и животных луга; - называют особенности природы нашей Родины и своей местности; - называют особенности труда людей в своей местности; |
С.95-99 | 29.01 | |
39 | Растения и животные водоёма (с.102-105) | 20 |
- называют и различают растения и животных луга; - называют особенности природы нашей Родины и своей местности; - называют особенности труда людей в своей местности; |
С. 101-106 | 04.02 | |
40 | Охрана растений и животных водоёма (с.106-107) | 20 |
- называют особенности труда людей в своей местности; - называют правила поведения на природе - называют охранные мероприятия |
С. 10-107 | 05.02 | |
41 | Растения и животные сада (с.109-113) | 21 | - называют и различают растения и животные сада | С. 109-112 | 11.02 | |
42 | Растения и животные поля (с.115-120) | 21 | - называют и различают растения и животные поля | С. 115-121 | 12.02 | |
1 часть 3 триместра | ||||||
43 | Человек и поле (с.121-122) | 22 |
- называют и различают растения и животные поля - называют особенности труда людей в своей местности; |
с. 121-122, 123-124 | 25.02 | |
44 |
Чем полезны растения полей (с.125) |
22 |
- называют особенности труда людей в своей местности; - называют правила поведения на природе - называют охранные мероприятия |
С. 125 | 26.02 | |
45 |
Растения и животные полей, лугов и водоёмов нашего края (с.87) Тестирование |
23 | - называют и различают животных и растения полей, лугов и водоемов Подмосковья | С. 87 | 03.03 | |
Разнообразие природы нашей Родины. Природные зоны. | ||||||
46 | Движение Земли. Распределение тепла и света на земле (с.126-131) | 23 | - участвуют в диалоге по теме, рассказывают о предмете или явлении, устно описывать увиденное; | С. 126-131 | 04.03 | |
47 | Зона арктических пустынь (с.133-134) | 24 | - участвуют в диалоге по теме, рассказывают о предмете или явлении, устно описывать увиденное; | С. 133-135 | 10.03 | |
48 | Растения и животные зоны арктических пустынь (с.135-137) | 24 |
- участвуют в диалоге по теме, рассказывают о предмете или явлении, устно описывать увиденное; - называют и различают животных арктики |
С. 135-137 | 11.03 | |
49 | Арктические пустыни и человек (с.138-139) | 25 |
- участвуют в диалоге по теме, рассказывают о предмете или явлении, устно описывать увиденное; - называют и различают животных арктики - называют правила охраны природы |
С. 138-139 | 17.03 | |
50 | Зона тундры (с.141-142) | 25 | - участвуют в диалоге по теме, рассказывают о предмете или явлении, устно описывать увиден-ное; | С. 141-148 | 18.03 | |
51 | Растения и животный мир тундры (с.142-148) | 26 |
- участвуют в диалоге по теме, рассказывают о предмете или явлении, устно описывать увиден-ное; - называют и различают растения и животных тундры |
С. 149-150 | 24.03 | |
52 | Тундра и человек (с.150-152) | 26 |
- называют и различают растения и животных тундры - называют правила охраны природы |
С. 150-152 | 25.03 | |
53 | Природа зоны лесов (с.155-156) | 27 | - участвуют в диалоге по теме, рассказывают о предмете или явлении, устно описывать увиденное; | С.155-156 | 31.03 | |
2 часть 3 триместра | ||||||
54 | Растения и животный мир зоны лесов (с.156-162) | 27 |
- участвуют в диалоге по теме, рассказывают о предмете или явлении, устно описывать увиденное; - называют и различают растения и животных леса |
С. 156-162 | 14.04 | |
55 |
Человек в зоне лесов (с.163-166) |
28 |
- называют правила поведения в лесу - называют правила охраны природы |
С. 163-166 | 15.04 | |
56 | Экскурсия по теме «Весна в Подмосковье, время её прихода, особенности, изменения в жизни растений и животных» | 28 |
- участвуют в диалоге по теме, рассказывают о предмете или явлении, устно описывать увиден-ное; - называют и различают растения и животных леса Подмосковья - называют правила поведения в лесу - называют правила охраны природы |
С. 163 | 21.04 | |
57 | Зона степей. Растения степей (с.169-172) | 29 | - называют и различают растения степей | С. 169-173 | 22.04 | |
58 | Животный мир степей (с.173-176) | 29 | - называют и различают животных степей | С. 173-176 | 28.04 | |
59 | Степи и человек (с.178) | 30 |
- называют правила поведения в степи - называют правила охраны природы |
С. 177-179 | 29.04 | |
60 | Черноморское побережье (с.181-184) | 30 | - участвуют в диалоге по теме, рассказывают о предмете или явлении, устно описывать увиденное; | С. 181-184 | 05.05 | |
61 | Человек и природа Черноморского побережья (с.184) | 31 |
- участвуют в диалоге по теме, рассказывают о предмете или явлении, устно описывать увиден-ное; - называют правила поведения на море - называют правила охраны природы |
С. 184-185 | 06.05 | |
62 |
Разнообразие природы нашей Родины (с.186-187) Тестирование |
31 | - участвуют в диалоге по теме, рассказывают о предмете или явлении, устно описывать увиденное; | С. 186-187 | 12.05 | |
63 | Экскурсия на реку | 32 | - участвуют в диалоге по теме, рассказывают о предмете или явлении, устно описывать увиденное; | С. С. 149-150 | 13.05 | |
Земля – планета Солнечной системы | ||||||
64 | Звёздное небо (с.189) | 32 | - участвуют в диалоге по теме, рассказывают о предмете или явлении, устно описывать увиденное; | С. 189 | 19.05 | |
65 | Солнце-источник света и тепла (с.190-193) | 33 | - участвуют в диалоге по теме, рассказывают о предмете или явлении, устно описывать увиденное; | С. 190-193 | 20.05 | |
66 | Звёзды (с.193-195) | 33 | - участвуют в диалоге по теме, рассказывают о предмете или явлении, устно описывать увиденное; | С. 193-196 | 26.05 | |
67 |
Планеты. Луна (с.196-197) Контрольный опрос |
34 | - участвуют в диалоге по теме, рассказывают о предмете или явлении, устно описывать увиденное; | С. 196-197, 205-206 | 27.05 | |
68 | Итоговое повторение | 34 | - отвечают на вопросы |
Раздел IV. Материально-техническое обеспечение
учебно-коррекционного процесса.
Наименование объектов и средств Материально-технического обеспечения |
примечание | |
Книгопечатная продукция | ||
1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I вида под редакцией Т.С.Зыковой и М.А. 2. Учебник: З.А. Клепинина, М.Ф. Титова «Природоведение» 4 класс специальная (коррекционная) школа I-II вида, М: Владос, 2002 г. |
||
Печатные пособия | ||
Иллюстративный материал | ||
Технические средства обучения | ||
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. 2. Компьютер 3. Сканер 4. Принтер лазерный черно-белый. |
||
Экранно-звуковые пособия | ||
- | ||
Оборудование класса | ||
1. Ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев 2. Стол учительский 3. Тумба 4. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др. 5. Подставка для книг, держатели для схем и таблиц и т.п. |
||
Раздел V. Используемая литература.
1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I вида, М. Просвещение, 2005 г.
2. Учебник: З.А. Клепинина, М.Ф. Титова «Природоведение» 4 класс специальная (коррекционная) школа I-II вида, М: Владос, 2002 г.
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_prirodovedenie_moya.docx | 65.83 КБ |
7 лет 19 недель назад
9 лет 38 недель назад
9 лет 39 недель назад
9 лет 39 недель назад
10 лет 22 недели назад
11 лет 18 недель назад
11 лет 26 недель назад
12 лет 9 недель назад
12 лет 31 неделя назад
12 лет 33 недели назад