Тема урока: "Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть борцом...".
Жизнь и творчество: Н.А.Некрасова.
Цель урока: Систематизировать знания о жизни и творчестве поэта; развивать восприятие текста поэтического произведения, навыки выразительного чтения, исследовательские способности учащихся; воспитывать чувство прекрасного на примерах художественных произведений.
Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор.
Авторская презентация к уроку.
Ход урока.
I. Лекция учителя. Слайд 1.
1.Вступление.
Николай Алексеевич Некрасов - народный поэт, певец его горя и страдания. В своих произведениях от имени народа, от его лица он размышлял о судьбе народа, о его духовных силах, о его настоящем и будущем. "...Какую колоссальную ломку должен был он пережить, чтобы сделать "мужицкие очи" своими, научиться глядеть на каждое явление тогдашней действительности - и на самого себя - этими "мужицкими очами", - писал К.И.Чуковский ".
2. О горе и страданиях народа поэт рассказал в стихотворениях, изученных ранее. Литературная композиция. Чтение наизусть стихотворений "На Волге", "Крестьянские дети", "Железная дорога", "Вчерашний день часу в шестом...". Слайд 2.
3. Вопросы для исследования.
- Каковы основные темы лирики Некрасова?
- Кто является героем его произведений?
- В чём истоки трагедии героев? (ключевые слова)
- Какие средства художественной выразительности использует автор?
Народ в поэзии Некрасова - главный герой, воплощение всей России. Его руками создано всё: Москва, Петербург, дорога между ними. И поэт настойчиво требует не жалости, не сочувствия, а уважения к простому народу, мужику, потому что "другой Родины, кроме мужицкой Руси", у него не было. Почему дворянин по рождению и воспитанию становится народным заступником?
4. Выразительно чтение наизусть стихотворения "Родина". Это одно из первых зрелых стихотворений Некрасова, в котором он рассказал о своём детстве.
Какая у поэта родина? Почему так страстно поэт её возненавидел? Слайд 3.
5. Тематика выступлений учащихся.
- Рассказ о матери поэта, о которой незадолго до смерти Некрасов написал:
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты-
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
- Петербургский период; литературная поденщина, отсутствие материального достатка, значение В.Г.Белинского в становлении Некрасова-поэта. Слайд 4,5,6.
-Некрасов-редактор самых прогрессивных и читаемых журналов. Слайд7,8.
6. Редактируя "Современник", а потом "Отечественные записки", Некрасов совершил гражданский подвиг, такой же, каким стала его поэзия.
7. Петербург Некрасова. Слайд 9.
Поэтом Николай Алексеевич Некрасов стал в Петербурге. Петербургская тема стала одной из основных в его творчестве. В изображении Петербурга поэт идёт вслед за Пушкиным:
В стенах твоих
И есть и были в стары годы
Друзья народа и свободы...
Но в русской поэзии до Некрасова ещё никто не изображал Петербург как город чердаков и подвалов, город ужасающей нищеты. "Душа его прошла сквозь строй, муза питалась ужасом, -писал Айхенвальд. -Город нашёл в Некрасове своего жреца и свою жертву".
8. Практическая работа учащихся. Анализ стихотворений по вариантам: 1 - "Еду ли ночью по улице тёмной", 2 - "О погоде". Используя вопросы для исследования, написать сочинение-миниатюру "Некрасовский Петербург".
9. Поэтическое завещание - стихотворение "Зине". Прослушивание стихотворения в записи. Слайд 10.
-Что было важнее для поэта: борьба или песни?
-В чём он видел высокое предназначение человека?
II. Итог урока. Слайд 11,12,13.
Николай Алексеевич Некрасов любил свой народ, боролся за него. Незадолго до смерти он пришёл к убеждению, что "был плохим поэтом, потому что свой поэтический талант подчинил борьбе, но и плохим борцом, потому что сердце певца не способно к последовательной борьбе".
Но по глубокому убеждению Чернышевского: "...его слава будет бессмертна, вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов", потому что "он действительно был человек высокого благородства души и человек великого ума":
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба.
Домашнее задание: закончить исследование "Некрасовский Петербург". Чтение стихотворения Пушкина "Поэт и толпа", Некрасова "Поэт и гражданин".
7 лет 19 недель назад
9 лет 38 недель назад
9 лет 39 недель назад
9 лет 39 недель назад
10 лет 22 недели назад
11 лет 18 недель назад
11 лет 26 недель назад
12 лет 9 недель назад
12 лет 31 неделя назад
12 лет 33 недели назад